Посмотреть наши объекты в работе
Проектирование и строительство
загородных домов

Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта

Классический дом Фрэнка Райта

Каждый год 150 тысяч туристов со всего мира посещают местечко под названием "Медвежий ручей", что в 80 км от Питсбурга. Причина тому - загородный дом, который сразу по окончании строительства в 1939 году стал легендой, а менее чем через 30 лет получил статус Национального исторического памятника США. Конечно, это знаменитый Fallingwater, или "Дом над водопадом" - одно из программных произведений Фрэнка Ллойда Райта. На протяжении нескольких десятилетий он восхищает красотой и завершенностью архитектурной мысли, смелым, острым решением и актуальным, не устаревающим обликом. Основоположник органической архитектуры, Райт заложил основу современного представления о доме: простое, лаконичное здание, тесно связанное с окружающей природой и имеющее свободное, перетекающее пространство.

Творческий путь архитектора

Широта взглядов, мировоззрение и творческое наследие Фрэнка Ллойда Райта выдают в нем личность, принадлежащую XX веку. Однако треть жизни архитектора прошла в XIX столетии - это годы взросления, формирования творческих взглядов, первых шагов в профессии и первых успехов. К 1900 году - это молодой специалист, возглавляющий собственную архитектурную фирму и имеющий за плечами более 50 проектов домов.

В Америке, где доминировал классический тип дома-виллы, Фрэнк Ллойд Райт предложил совершенно новый подход к пониманию частного домовладения. Здание в своей архитектуре должно отталкиваться не от существующих догм, а от особенностей ландшафта местности, - считал мастер. Не случайно новый тип дома получил название "стиль Прерий": протяженные, приземистые и распластанные здания словно в зеркале отражают американские степи с их необъятными просторами. Невысокие постройки, вписанные в ландшафт, представлялись архитектору сомасштабными человеку и более комфортными для проживания. Впоследствии Райт разработал целую концепцию «городов широких горизонтов», которые должны были прийти на смену безликим и бездушным мегаполисам.

Сам же архитектор отдавал предпочтение загородной жизни, и проектирование частных односемейных домов стало главной темой его творчества.

Загородный дом в стиле Райта

В 1930-х годах началась новая глава творческой деятельности Райта – еще более яркая и успешная, ознаменованная строительством Дома над водопадом, а затем работой над Музеем Гуггенхейма в Нью-Йорке. Для этого проекта Фрэнк Ллойд Райт создал необычное воронкообразное здание с открытым внутренним пространством, обвитым огромным пандусом, по которому спускаются посетители музея. Сегодня эта постройка считается одним из шедевров архитектуры XX века. В последние годы жизни Фрэнк Ллойд Райт занимался разработкой недорогих типовых проектов для рядовых американцев - так называемых "юсонианских" домов.

Новый тип дома

Нью-Йоркийский музей в стиле Райта

Райта часто называют новатором, архитектором, значительно опередившим свое время. Чтобы понять, насколько смелыми казались его решения, достаточно представить традиционный американский дом XIX века: классическую виллу с симметричной композицией, сложной крышей и богатым декором - колоннами, лепными рельефами. Все это в новой концепции оказалось ненужным и излишним - так же, как чердак и подвал.

Согласно принципам органической архитектуры, дом не повторяет природные формы, но вырастает так же естественно и рационально, как и все в природе. Эффект усиливает использование натуральных материалов – кирпича и местного камня. Отгороженные от окружающего мира постройки архитектор заменил на сложные асимметричные композиции с террасами и вынесенными далеко за пределы дома скатами крыши, позволяющими объединить здание с природой и осуществить постепенный переход от экстерьера к интерьеру. Следуя той же логике, архитектор отказался от традиции помещать дом на вершину холма, предпочитая вписывать его в рельеф. Примером может служить собственная резиденция Райта "Талиесин", название которой отсылает к имени валлийского барда и переводится как "сияющий лоб". Именно "лоб", а не макушка холма, стал местом расположения дома и его пристроек.

Дом архитектора Райта

Примечательно, что Фрэнк Ллойд Райт никогда не повторял уже найденные решения. В каждом случае он экспериментировал с формой и содержанием здания, ломая привычные представления о доме и его составных частях. Глухие стены, будучи утопленными вглубь террас или растворенные в стекле, визуально исчезли или превратились в подобие ширм и перегородок.

Схема дома в Охтинском парке
Планировка дома в стиле Райта
Известный дом с водопадом Райта

В проекте одного из офисных зданий архитектор полностью отказался от окон, применив ступенчатую конструкцию с зенитными фонарями на крышах, обеспечивающими равномерное освещение внутренних пространств. В жилых домах и коттеджах Райт также избегал стандартных оконных проемов, заменяя их на ленточное остекление. С помощью такого приема архитектор нивелировал и ненавистные ему углы, соединяя окна под прямым углом. Впоследствии этот принцип прочно вошел в современную архитектуру.

Во всех постройках Райта, а сегодня известно более 300 зданий мастера, поражает разнообразие их планировок. Всегда живописные, сложные и не повторяющие друг друга планы строятся на основе кругов, дуг, треугольников и прямоугольников.

Одним из самых значительных произведений мастера стал «Дом с водопадом», проект которого сам автор считал ярким отражением принципов органической архитектуры. Здание построено на основе массивных железобетонных консолей, нанизанных на каменные опоры в центре здания. Расположенные в асимметричном порядке, консоли образуют террасы и одновременно служат крышей для предыдущего уровня. Использование местного камня в облицовке дома позволило гармонично вписать постройку в природный ландшафт. Те же материалы архитектор применил и в отделке интерьера, создав непрерывную связь внешнего и внутреннего. Скала, на которой покоится здание, стала полноправным элементом интерьера гостиной, образовав уступчатый пол, который сохранили в неизменном виде. И главное украшение резиденции – прекрасный водопад, который струится прямо из подножия дома.

Художественные принципы Райта в современной архитектуре

Творчество Райта оказало огромное влияние на всю современную архитектуру, став толчком для рождения новых проектов. Стиль архитектора – яркий и узнаваемый, и в то же время трудно поддается повторению, ведь согласно концепции органической архитектуры каждая местность требует индивидуального подхода и диктует свои решения. Например, в России, в иных климатических условиях, вытянутые приземистые постройки оказываются неоправданными с экономической точки зрения, так как требуют устройства дорогого фундамента. Однако ряд других фирменных элементов архитектора вполне применим и в нашем климате. С их помощью можно создать эффектную стилизацию или дать тонкий намек на творчество великого Райта:

  • асимметричный, свободный план. Здание имеет сложный объем, внутреннее пространство максимально открыто, помещения плавно перетекают из одного в другое (план дома в пос. Вартемяги);
  • План дома для заказчика нашей компании
  • приземистое здание, составленное из четких геометрических форм;
  • пологая крыша с малым уклоном и большим выносом, образующим козырьки и навесы. Этот стильный элемент предполагает проведение обязательных инженерных расчетов в соответствии с типом кровли. Например, цементно-песчаная черепица создает большую нагрузку, что не позволит сделать большой вынос крыши. А гибкая черепица не имеет таких ограничений. Кроме того, козырьки и навесы могут создавать нежелательное затенение здания, поэтому их размещают с привязкой к сторонам света;
  • ленточные окна. Окна соединены в горизонтальную линию-ленту, которая может переходить с одной стороны дома на другую, обтекая его. Все перечисленные элементы нашли отражение в проекте АБ-290 от «Азбуки Строительства»;
  • Уникальный проект дома в стиле Райта
  • природные материалы, используемые в строительстве и отделке. Здания имеют брутальные, лаконичные фасады из кирпича или даже бетона, который Райт впервые стал оставлять необработанным. В современной архитектуре также применяют штукатурку. Гладкие стены украшают натуральным или искусственным камнем, который смотрится эффектно и дорого, но требует специальных расчетов нагрузок и, конечно, дополнительных финансовых вложений;
  • вертикальные тяги. Стиль Райта не оставляет место традиционному декору. Пластику фасадов создают горизонтали и вертикальные членения фасадов, роль которых играют ризалиты – выступающие части здания, тяги и опоры – пилястры и столбы.
  • Загородный дом по примеру архитектуры Райта
  • окружающая природа, рельеф участка деликатно вписаны в архитектуру здания. Например, в проекте АС-341 - современной интерпретации райтовского наследия - дом «сползает» вниз по склону, повторяя рельеф участка. Необычный и современный облик здания формируют три геометрических объема, нанизанных один на другой и образующих великолепных террасы. Остекленные углы здания обеспечивают двухсторонний обзор и вносят эффектную асимметрию в его современный образ.
Классический образец дома с решениями в стиле Райта

При проектировании дома в органическом стиле нельзя забывать, что архитектура Райта – это, прежде всего, не набор отдельных элементов, а гармония с окружающим ландшафтом. Поскольку каждый участок уникален, то и для строительства дома в стиле Райта предпочтительны индивидуальные проекты. Если же используется типовое решение, то его необходимо откорректировать в соответствии с особенностями места.

Художественные принципы Райта нашли отражение в некоторых проектах «Азбуки Строительства». Самый яркий пример - дом в поселке «Александровская», в архитектуре которого содержатся отсылки к ранним работам Райта, в частности – к резиденции Уиллитса.

Еще один образец изящества архитектуры Райта Построенный по заказу дом

Российский вариант – более компактный, что отвечает принципу целесообразности и нашим традициям. Но структура здания с пологой крышей, вертикальными членениями, контрастной отделкой фасада, ризалитами и выступающими объемами входных зон схожа с архитектурными решениями Райта. Дом построен из газобетона, для отделки используется кирпич контрастных цветов, а также деревянный планкен. Исходя из принципа рациональности, масштабы столбов и декоративных тяг увязаны с размером кирпича.

Несмотря на свою лаконичность и сдержанность, дома в духе Райта не выглядят слишком просто. Напротив, они всегда выделяются из общей массы построек своим стильным, целостным и концептуальным образом. Подобный особняк становится образцом «новой роскоши», где главной ценностью является не богатство отделки и декоративных деталей, а отточенное до совершенства архитектурное решение и тщательно подобранные детали. Дом образует единое целое с окружающим ландшафтом, а выступающие объемы и террасы обеспечивают непрерывную связь внутреннего и внешнего пространства. И одно из главных достоинств «райтовского» здания – индивидуальная, свободная планировка, которая подчиняется прежде всего удобству и комфорту обитателей, а не законам симметрии и другим правилам традиционной архитектуры.

Проект дома для клиента нашей фирмы