Представляем Вам эксклюзивный проект в неорусском стиле с использованием мотивов древнерусского зодчества и эпохи модерна.
“Модерн“, как архитектурный стиль, зародился в Европе и появился в России в конце 19 века. Отходя от классических канонов предшествующих эпох, этот стиль изначально предназначался для богатых частных усадеб, особняков и дач, и был признаком достатка и роскоши состоятельных людей, которые представляли собой новый развивающийся класс.
Немалую роль представители зарождающегося класса сыграли для появления столь пышного разнообразия архитектурных решений. Став индивидуальными заказчиками, купцы и промышленники хотели получить неординарное и эффектное решение своего дома. Если к этому прибавить творческие поиски и амбиции архитекторов той эпохи, то станет понятным, почему “Модерн” наряду с появлением новых принципов, подразумевает еще и смешение определенных архитектурных стилей, и использование методов из разных течений.
Стоит отметить, что для заказчиков той эпохи трудились видные архитекторы, являющиеся яркими мастерами своего стиля.
В Русском модерне просматривались разные направления, одним из которых является национальный вариант. Архитекторы этого направления часто обращались к историческому наследию русских мастеров, изменяя по своему вкусу национальные формы древнерусского зодчества.
![Эскизъ фасада зимняго загородного дома. Студентъ V курса О.I. Ливчакъ](/images/terem_01.jpg)
Эскизъ фасада зимняго загородного дома.
Студентъ V курса О.I. Ливчакъ
![Арх. Иван Ропет, усадьба Саввы Мамонтова. Баня-теремок, конец 19-вв. (Иван Ропет – знаток средневекового русского зодчества)](/images/terem_02.jpg)
Арх. Иван Ропет, усадьба Саввы Мамонтова. Баня-теремок, конец 19-вв.
(Иван Ропет – знаток средневекового русского зодчества)
Коттедж, который мы вам представляем, был создан архитектором, как вариация на тему Неорусского стиля, со своей интерпретацией древнерусских мотивов.
Однако, при разработке фасадов этого здания архитектор с любовью и пониманием использовал и ряд стилевых особенностей присущих Северному, Московскому и Европейскому модерну. Ассиметричная живописная композиция фасадов, облицовка разных фактур и цветов, эркер, как доминирующий архитектурный элемент, щипцовая кровля, орнамент с использованием окружностей, окна со скосом разной формы, все эти мотивы органично переплелись в архитектуре этой усадьбы.
![Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г.<br>Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне](/images/terem_03.jpg)
Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г.
Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне
Но совершенно особый колорит образу здания придают некоторые детали из древнерусской архитектуры времен Русского Узорочья 17 вв. Этот стиль славился пышными композициями, живописностью силуэтов сооружений и богатством декоративных элементов. Церкви, палаты и дворцы, выполненные в этом стиле, встречаются в Москве и Подмосковье.
![Фасадный декор в стиле «Русского Узорочья» XVII вв.](/images/terem_04.jpg)
Фасадный декор в стиле «Русского Узорочья» XVII вв.
![Фасадный декор «Русского Узорочья» - один из источников вдохновения для архитектуры модерна](/images/terem_05.jpg)
Фасадный декор «Русского Узорочья» - один из источников
вдохновения для архитектуры модерна
Ярким элементом узорочья, использованным в этом проекте, является роскошное крыльцо, по правилам стиля хорошо обозначенное фигурными полуколоннами и высоким стилобатом с большим количеством ступеней. Спуск в котельную, расположенную в цокольном этаже, оформлен аркадой на кубышчатых колоннах, и по образу схож с гульбищем, являвшимся деталью русского частного дома или храма.
![Пышное крыльцо в стиле «Узорочья». Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовника, 1657г.](/images/terem_06.jpg)
Пышное крыльцо в стиле «Узорочья». Храм Николая Чудотворца
на Берсеневке, в Верхних Садовника, 1657г.
![Гульбище. Преображенская церковь, село Большие Вяземы<br> Одинцовского района, Московской обл., 1590-е гг.](/images/terem_07.jpg)
Гульбище. Преображенская церковь, село Большие Вяземы
Одинцовского района, Московской обл., 1590-е гг.
В верхнем ярусе коттеджа ясно читаются мотивы деревянного дачного (провинциального) модерна, в котором часто прослеживались отголоски древнерусской архитектуры. Этот псевдорусский стиль появился перед революцией в результате перерождения русского деревянного зодчества, в то время, когда по строительству на первый план вышли усадьбы, городские дома и дачи.
![Дом Шорина 1902, г. Гороховец. Арх.Ю.Ф.Бруни](/images/terem_08.jpg)
Дом Шорина 1902, г. Гороховец. Арх.Ю.Ф.Бруни
![«Теремок». Арх.Малютин С.В. Деревня Фленово, Смоленской области, 1901г.](/images/terem_09.jpg)
«Теремок». Арх.Малютин С.В. Деревня Фленово,
Смоленской области, 1901г.
В щипцах кровли находится декоративное резное заполнение, напоминающее кокошник (в русской церковной архитектуре 16-17 вв. фальшивая килевидная или полукруглая закомара).
![Дом Шорина 1902г. Щипцы в виде кокошников](/images/terem_10.jpg)
Дом Шорина 1902г. Щипцы в виде кокошников
![Закомары в церковном зодчестве](/images/terem_11.jpg)
Закомары в церковном зодчестве
Наличие башни в общей композиции тоже является частым приемом модерна, который использовался для придания романтизма и живописного силуэта всему зданию. Массивная многоуровневая кровля, выполненная с характерным изломом у основания, контрастно подчеркнута деревянным рельефным фризом, с крестовидным декором. А мягкий переход от свесов кровли к стене осуществлен благодаря массивным фигурным кронштейнам, визуально объединившим светлые оштукатуренные стены фасада и деревянную подшивку кровли.
![Щипец с декоративным заполнением. Дом в Галиче Костромской обл.](/images/terem_12.jpg)
Щипец с декоративным заполнением.
Дом в Галиче Костромской обл.
![Главная доминанта - башня и щипец с декоративным заполнением. Особняк И.Л.Динга в Сокольниках, Москва. Арх. Александр Калмыков. 1902г.](/images/terem_13s.jpg)
Главная доминанта - башня и щипец с декоративным заполнением.
Особняк И.Л.Динга в Сокольниках, Москва. Арх. Александр Калмыков. 1902г.
Все эти детали, благодаря стараниям современного архитектора, органично соединились в единую живописную композицию, а изучение этого проекта позволило нам окунуться в разные исторические и архитектурные эпохи России. И еще раз понять, какое богатое архитектурное и художественное наследие кроется в памятниках русской архитектуры, а знание и внимательное изучение работ древних зодчих непременно придаст вдохновения современным проектировщикам!